Блог

Вы можете найти полезную информацию на любую тему,
вводя ключевые слова в поле поиска или воспользовавшись фильтром категорий

Про страну
Об имуществе
О семье
О бизнесе
О конфликтах
Популярные теги:
×Адвокат ×PR ×Банк ×Бизнес ×Банкротство ×Брак ×АТО ×Семья ×Защита в суде ×Юрист ×Брак ×Развод ×Составление документов ×Полиграф ×Проверка ×COVID-19 ×Карантин

"Антиколомойський закон" - спасти Украину или разрушить банковскую систему?

"Антиколомойский" (в дальнейшем - Закон 590-IX) закон побил все рекорды. После того, как 30 марта Верховная Рада приняла его в первом чтении, к документу приняли свыше 16 тысяч поправок. Для принятия данного закона был даже изменен Регламент Верховной Рады Законом "О внесении изменений к Регламенту Верховной Рады Украины относительно противодействия злоупотреблению правами народных депутатов Украины в ходе законодательной процедуры".

На фоне этого появляется достаточно целесообразный вопрос: что же такого особенного в Законе 590 - IX, если вокруг него происходит такая масса противоречий?

Начнем с того, что Закон 590-IX о внесении изменений к некоторым законодательным актам относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности стал одним из самых скандальных за последние годы.

Во-первых, неформальное название Закона направляет нас к бывшему владельцу Приватбанка - олигарху Игорю Коломойсьому, хотя нормы касаются банковской системы в целом. То есть закон касается всех банков, которые можно отнести к категории неплатежеспособных. Но с другой стороны само название указывает на то, что принятие данного закона делает невозможным возвращение Приватбанка и получение компенсаций его бывшим владельцам.

"Я бы назвал этот законопроект не "антиколомойским", а антиукраинским и антиконституционным. Торговля суверенитетом и Конституцией за 30 серебреников, правда, очень дорогих", - заявил И. Коломойский.

Также бывший совладелец Приватбанка прибавил, что не причастен к внесению больше чем 16 тысячи поправок к законопроекту, который сделает невозможным возвращение ему этого банка.

Следует отметить, что закон касается всех банков, которые обанкротились в результате кризиса 2014-2015 годы.

Поэтому бывшие владельцы, участники банка, который выводят из рынка, могут в суде обжаловать законность решений. Но максимум, что они могут получить - это компенсация, возвращение бывшим владельцам исключено.

Это касается и Приватбанка: в декабре 2016 года он был признан банкротом, поскольку НБУ выявил в банке огромную сумму кредитов, выданных компаниям И. Коломойского и его бизнес-патрнеров. Банк перешел в государственную собственность, на его докапитализацию в целом государство потратило свыше 155 миллиардов гривен.

Поэтому благодаря новациям, которые предусматривает закон, и большой судебной войне вокруг Приватбанка, он получил неформальное название - "антиколомойский".

Во-вторых, нормы Закона наделяют НБУ чрезмерными полномочиями, поскольку обжалование решений о выведении неплатежеспособного банка из рынка не допускается и даже в случае их явной противоправности данная процедура не останавливается.

Из этого выплывает, что акционеры банка лишены возможности защитить свои интересы даже в судебном порядке, а решение НБУ является финальным и не подлежит пересмотру.
Даже, если процедура ликвидации банка началась на основании акта НБУ, который признан незаконным, остановить и прекратить ее невозможно.

Также в законе отмечено, что Нацбанк имеет право, основываясь на опыте, знаниях и анализе информации, применять профессиональное суждение, оценивая финансовое состояние банка, риски, связанные с его деятельностью.

По мнению экспертов, нормы Закона 590-IX нарушают фундаментальные права человека, а именно право собственности, закрепленное в ст. 41 Конституции Украины и Протоколе 1 Европейской конвенции по правам человека и основополагающим свободам.

"Каждое физическое или юридическое лицо имеет право мирно владеть своим имуществом. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права".

Относительно Международного валютного фонда, то ему нужен надежный заемщик, потому что к дефициту бюджета там выставляют высокие требования. До недавнего времени правительство Украины и МВФ сходились на 2 % ВВП.

Украина рассчитывает получить в госбюджет 5 млрд от МВФ до конца года. По словам председателя финансового комитета парламента Данилы Гетманцева, Украина получит первый транш от МВФ размером 4 млрд сразу после принятия "антиколомойського" закона в целом.

Премьер-министр Украины Денис Шмигаль рассчитывает на то, что меморандум из МВФ будет подписан до конца мая. Это должно разблокировать и финансовую помощь ЕС на 1,8 млрд евро, а также многомиллионную финансовую помощь Мирового банка.

"Это не только финансовая поддержка. Это залог получения средств от других международных финансовых организаций и показатель того, что мы находимся на пути системных реформ", - отметил Денис Шмигаль.

Суть Закона сводится к тому, что владельцы обанкротившегося банка, в частности бывший владелец Приватбанка Игорь Коломойский, не смогут отменить или остановить его ликвидацию через суды, повернуть банк себе или возобновить его работу.

Анализируя Закон "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности", невозможно спрогнозировать, каким образом акционеры банка смогут получить компенсацию за национализированный актив и как будет решаться данный вопрос. Ведь в нашем законодательстве не предписано, что делать, если вдруг акционер банка через суд обжалует решение регулятора о национализации его банка.

Но однозначно можно говорить о том, что это жизненно необходимая мера для защиты государственных финансов Украины и ее налогоплательщиков.
Назад