Блог

Вы можете найти полезную информацию на любую тему,
вводя ключевые слова в поле поиска или воспользовавшись фильтром категорий

Про страну
Об имуществе
О семье
О бизнесе
О конфликтах
Популярные теги:
×Адвокат ×PR ×Банк ×Бизнес ×Банкротство ×Брак ×АТО ×Семья ×Защита в суде ×Юрист ×Брак ×Развод ×Составление документов ×Полиграф ×Проверка ×COVID-19 ×Карантин

Медиация в Украине: миф или реальность?

Коммерческий мир в последние годы проявляет серьезный интерес к процессу медиации. Этот интерес частично предопределен недовольством сторон стоимостью и длительностью некоторых судебных разбирательств, и результатами решения споров в процессе судебных заседаний. Опыт показывает, что процесс медиации часто дает результат, приемлемый для обеих сторон спора.

Но следует заметить, что для большинства украинцев является неизвестным и непонятным термин "медиация".

Значение термина "медиация"
Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами.

Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к собственному согласию.

Медиация не является обязательной процедурой. Это значит, что, даже, если стороны согласились представить на рассмотрение свой спор, ничего не обязывает их продолжать процесс после первой встречи. При условии согласия стороны всегда оставляют за собой право судебного разбирательства. И наоборот, при согласии сторон, даже в процессе судебного разбирательства, стороны имеют право начать процедуру медиации. Нужно также отметить, что сторонам нельзя навязывать решение относительно начала процесса медиации, такое решение стороны принимают лишь добровольно.

Поэтому, в отличие от судьи или арбитра, роль медиатора -лишь помочь сторонам быстрее разрешить спор самостоятельно.

Правовые принципы и порядок проведения медиации в Украине
В соответствии с законопроектом, правовые принципы и порядок проведения медиации предусматривает:

  • процедура медиации будет применяться в любых конфликтах (спорах)

  • приобрести статус медиатора сможет любое физическое лицо, которое имеет высшее образование и прошли базовую подготовку в сфере медиации в Украине или за ее пределами;

  • медиация будет проводиться за взаимным согласием сторон медиации в соответствии с принципами добровольности; конфиденциальности; независимости и нейтральности, непредвзятости медиатора; самоопределения и равенства прав сторон медиации;

  • физические и юридические лица смогут обратиться к медиатору для проведения медиации как к обращению к суду, третейскому суду, международному коммерческому арбитражу, так и во время судебного, третейского или арбитражного осуществления, или во время выполнения решения суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража;

  • подготовка в сфере медиации будет представлять не меньше как 90 часов учебы медиатора, в том числе 45 часов практической учебы, и будет включать теоретические знания и практические навыки;

  • подготовку в сфере медиации будут осуществлять заведения образования, а также организации, которые обеспечивают проведение медиации, объединение медиаторов, субъекты ведения хозяйства любой формы собственности и организационно-правовой формы, что имеют право оказывать услуги в сфере медиации или организовывать их предоставление в соответствии с законодательством;

  • реестры медиаторов смогут вести объединение медиаторов, организации, которые обеспечивают проведение медиации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые привлекают медиаторов или услугами которых пользуются.


Отличия между процедурами медиации и урегулирования спора при участии судьи:

  • роль, которую играет посредник: медиатор - обеспечивает соблюдение процесса, помогает наладить коммуникацию между сторонами и поддерживает стороны в поиске ими взаимоприемлемого решения; судья - выясняет основания и предмет иска, основания отрицаний, разъясняет сторонам предмет доказывания по категории спора, который рассматривается;

  • желательным результатом для медиации является консенсус, где результат должен удовлетворить интересы всех сторон, а судья ищет компромисс, где стороны должны взаимно уступить своими позициями;

  • место в судебном процессе: медиация - на любой стадии, урегулирование спора при участии судьи - к началу разбирательства дела по существу.


Недоработки законопроекта о медиации
Конечно, было бы странно, если бы эксперты не нашли минусы в законопроекте № 3504:

  • отсутствует правовой статус "объединения медиаторов" и "организации, которая обеспечивает проведение медиации";

  • отсутствует правовое регулирование медиации и порядку проведения медиации коллегиально;

  • проект никоим образом не регулирует предельный срок медиации, что может стать следствием искусственного затягивания решения спора;

  • нуждается дальнейшей доработки содержания и основных условий медиационного соглашения;

  • необходимо соотносить положение этого проекта закона с нормами Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов) ", в котором предусмотрено использование отдельных элементов медиации для решения таких споров.

Большая загруженность судов, длительность и сложность судебного процесса, значительные судебные расходы, гласность судебного разбирательства, которое приводит к разглашению конфиденциальной информации... Все это делает медиацию достаточно перспективным для Украины альтернативным методом решения споров, на котором две (или больше) стороны встречаются при участии нейтральной стороны, медиатора, который способствует достижению сторонами взаимного согласия в решении спора.

Следует прибавить, что конфликтующие стороны сами принимают решение, в отличие от формального судебного процесса, где решение принимает судья.

Единственным моментом является недостаточная популяризация этих процедур среди населения и отсутствие понимания сущности медиации, но будем надеяться, что это лишь вопрос времени.

Назад