Блог

Вы можете найти полезную информацию на любую тему,
вводя ключевые слова в поле поиска или воспользовавшись фильтром категорий

Про страну
Об имуществе
О семье
О бизнесе
О конфликтах
Популярные теги:
×Адвокат ×PR ×Банк ×Бизнес ×Банкротство ×Брак ×АТО ×Семья ×Защита в суде ×Юрист ×Брак ×Развод ×Составление документов ×Полиграф ×Проверка ×COVID-19 ×Карантин

Безбумажное государство в Украине уже через год? Опыт Эстонии.

На днях президент Украины Владимир Зеленский пообещал Украине безбумажное государство, в частности, что с сентября 2021 ни одна официальная организация не будет требовать от них бумажных документов, чтобы предоставить ту или иную услугу. Звучит фантастически, но это реально?


Флориан Маркус (Florian Marcus): Вопрос, что именно понимать под безбумажным государством. Если речь идет о том, что никто не хочет иметь дело с бумагами во всей бюрократической системе, то это может означать и то, что те, кто не хочет пользоваться цифровыми услугами, окажутся "за бортом". В Эстонии 99 процентов государственных услуг доступны онлайн, но так же и оффлайн. То есть люди могут все равно идти в учреждение с бумагами, если им так больше нравится. Другое дело, что мало кто это делает. Если Украина стремится стать полностью цифровой, то это, вероятно, продлится дольше одного-двух лет. В Эстонии также не каждый процесс является безбумажным. К примеру, в судебной системе некоторые процессы по крайней мере частично ведутся бумажно. В то же время важнейшие государственные базы данных существуют исключительно в цифровой форме, то есть никаких данных на бумаге. Но это продолжалось здесь много лет. С другой стороны, я вижу, что в Украине есть сильная политическая воля продвинуть диджитализацию действительно вперед. Возможно ли это сделать за год, должны выяснить сами украинцы.

Сколько стоит такая цифровизация? В конце концов, в Эстонии живет всего 1,3 миллиона человек, тогда как в Украине - в несколько десятков раз больше.


Позитивом здесь является то, что Украина, имея больше населения, в абсолютных цифрах имеет больший бюджет. То есть финансирование здесь проблемой стать не должно. У меня, в любом случае, нет впечатления, что на этом экономят. Там действительно выделяют большие суммы, чтобы продвинуть диджитализацию вперед. Назвать какую-то сумму, сколько и когда было потрачено на переход в цифровой формат, нельзя даже в Эстонии. Но не стоит забывать, что диджитализация также быстро окупается. То есть, если в ближайшие один-два года государство уйдет в минус, но в течение пяти-десяти лет все эти расходы полностью вернутся.

Ранее в Эстонии люди также должны были иметь при себе все документы в оригинале. Существовало и бумажное свидетельство о рождении, которого сейчас в стране нет вообще - как пример. Это означает, что эстонцы не имеют никакой бумаги, которая бы доказывала, что они были рождены в определенном роддоме - существует лишь цифровая запись, привязанная к цифровому удостоверение личности. Это означает, что этот физический документ нужно специально заказывать, если он нужен за границей, например, если эстонский студент хочет учиться по обмену в Германии.

На практике это также означает, что очереди в любом госучреждении сегодня бывают крайне редко. Я живу в стране пять лет и ни разу не пришлось даже идти в какое-то учреждение и, соответственно, не видел ни одной очереди. Так как 96 процентов налоговых деклараций подаются онлайн, то и очереди в налоговой службе до крайнего срока подачи на 96 процентов меньше, чем были прежде. От диджитализации выигрывают обе группы: те, кто решает вопрос онлайн имеют удобный электронный сервис, а те, кто делает это оффлайн, должен значительно меньше ждать в учреждениях.

Насколько велика опасность того, что часть общества в результате диджитализации окажется "за бортом" из-за нежелания или неумения пользоваться электронными услугами?


Так может произойти, если намеренно не думать о всем обществе. В Эстонии еще в 1990-е годы очень много инвестировали в образование - как в школах, так и в целом в обществе. Второй важный момент - это сделать платформы цифровых государственных услуг настолько удобными для пользования, насколько это возможно. Многие думают, что диджитализация - это виртуальная копия оффлайн-процесса. То есть, если я на бумаге умею указывать свое имя, фамилию и адрес в налоговой декларации на бумаге, то должен делать то же самое и в электронной форме. Это абсолютно ошибочный подход. Диджитализация дает возможность выстроить любой процесс полностью по-новому.

Когда ты начинаешь заполнять налоговую декларацию в Эстонии онлайн, то система тебе просто показывает предварительный расчет, в котором учтены твои заработки, уплаченные налоги, какие-то другие взносы, и сколько тебе в конце концов должны вернуть денег или сколько ты должен доплатить сам. Если ты со всем соглашаешься, то стоит только кликнуть "да" - и декларация подана.

Если платформа построена достаточно удобно для пользователя, то не имеет значения ни возраст, ни уровень образования, чтобы побудить людей пользоваться услугой.

Какую опасность таит в себе диджитализация, если учесть, что в Украине таких всеобщих программ обучения населения цифровым технологиям не было?


Мне кажется, что не делать эту предварительную работу - большая ошибка. Ведь государство так или иначе инвестирует большие суммы в диджитализацию. Если в конце концов лишь треть населения пользуется цифровыми услугами, то и сбережения как для государства, так и для населения на две трети меньше возможных. Тем не менее, я не думаю, что это приведет к разделению общества. Во-первых, результат предоставления услуги оффлайн и онлайн одно и то же - подана декларация или зарегистрировано авто. Во-вторых, принятие тех или иных изменений населением требует времени.

В Эстонии с 2005 года, то есть уже 15 лет, существует возможность голосовать на выборах онлайн. В начале всего несколько тысяч человек пользовалась. Сейчас почти половина голосующих делает это онлайн. То есть это развитие происходит очень естественно, люди рассказывают из года в год друг другу о своем опыте, и он таким образом распространяется.

С другой стороны, ИТ-навыки населения сами по себе улучшаются. С каждым годом людей, которые умеют пользоваться смартфоном, становится все больше лишь по той причине, что старшие поколения уходят, а молодые взрослеют. Другой вопрос - каждый может себе позволить смартфон или компьютер. Здесь государство может помочь, создавая общественный доступ к технике в библиотеках, церквях, госучреждениях. В Эстонии это так и происходит.

Источник: DW

Назад